Новая концепция энергоэффективности: от деклараций к реальным действиям?

Один из авторов Приказа об энергоэффективности многоквартирных домов Фадеев Александр Валерьевич, дает интервью нашему Порталу. Будет ли работать новый приказ, как дома станут "подтверждать" свой класс энергоэффективности, как государство будет инспектировать исполнение приказа об энергоэффективности многоквартирных домов?
10.03.17

Новая концепция энергоэффективности:  

От деклараций к реальным действиям

Летом 2016 года вступил в силу приказ Минстроя России №399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Приказ был принят на основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Новый нормативный документ установил базовый уровень удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, отражающий суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на общедомовые нужды.

Приказ неоднократно обсуждался в СМИ, на отраслевых форумах и конференциях. Практика показала, что существуют самые разные взгляды на новый документ – от позитивных, до резко критических. Наш портал так же решил собрать палитру мнений экспертов. Стремясь к максимальной объективности, мы сочли необходимым предоставить слово одному из авторов Приказа, эксперту Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Фадееву Александру Валерьевичу.

- Александр Валерьевич, расскажите, пожалуйста, как и когда началась работа над этим документом? Что стало отправной точкой в его создании?

- Александр Фадеев: История этого документа началась в 2009 году после принятия Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Юрий Алексеевич Матросов, в то время заведующий лабораторией энергосбережения и микроклимата зданий НИИ Строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук, специалист, много сделавший для энергосбережения и энергоэффективности в нашей стране, предложил проекты документов, предусмотренных в Федеральном законе. Предложенные им проекты документов были приняты за основу и 18-го Постановления, и нынешнего Приказа. Документы дорабатывались для Департамента ЖКХ Министерства регионального развития с активным участием большой группы специалистов.

В 2011 году был принят Приказ Минрегионразвития России от 8 апреля 2011 года № 161 «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». В 2013 году было дано поручение внести в Приказ № 161 таблицу базовых значений удельного расхода энергетических ресурсов. Документ разрабатывался и дорабатывался, в проект вносились поправки, предлагаемые Министерством энергетики РФ. То есть, Приказ № 399 – это результат многолетнего труда большого коллектива.

- Скажите, пожалуйста, позволит ли определение класса энергоэффективности по величине отклонения фактического (или расчетного) удельного расхода энергии от базового уровня более полно оценить эффективность потребления энергии, и почему?

- А.Ф.: Если говорить о классе энергоэффективности в целом - это инструмент маркетинга. Это инструмент легкого выбора для принятия решения. То есть, я, как потребитель чего-либо, начиная от электрических двигателей, холодильных установок, либо еще чего-то потребляющего энергию, прежде всего, смотрю на его класс энергоэффективности. Это позволяет мне как потребителю очень легко принять решение – есть класс «А», он лучше, чем класс «В». И я беру класс «А», зная, что в результате я буду потреблять меньше энергии, чем я потреблял бы с этим же оборудованием более низкого класса. Именно поэтому класс энергоэффективности многоквартирных домов - это маркетинговый инструмент. Он позволяет людям, не обладающим специальными знаниями, четко увидеть – вот дом класса «А», вот дом класса «В» и т.д. Эти дома одинаковые. Допустим, одной серии. Разница в классах говорит о том, что дом «А» управляется лучше, чем дом «В». То есть, в первом доме мы сберегаем энергию лучше, чем во втором.

- А меняться этот класс у одного и того же дома может? Или он дается дому раз и навсегда?

- А.Ф.: Да, конечно, может. Дом, которому присвоен класс, каждые пять лет, в соответствии с Приказом, должен этот класс подтверждать. То есть, дом, как может улучшить свой класс при хорошем управлении, так и ухудшить его при плохом. Выбрали недобросовестную управляющую компанию – она перестала следить за домом, вовремя не меняла разбитые окна, не чинила надлежащим образом оборудование, пустила все на самотек. Как результат – снижение класса энергоэффективности по всем или нескольким показателям.

- Позволит ли этот Приказ уменьшить тарифы по ЖКХ для тех, кто проживает в более энергоэффективных домах?

- А.Ф.: Я бы не стал говорить о тарифе. Тариф у нас устанавливает уполномоченный государственный орган в каждом регионе. Вот уменьшить платеж – да, это можно. Если я покупаю квартиру в доме класса «А», то при правильной эксплуатации я должен в нем платить за коммунальные ресурсы меньше, чем в доме класса «В» и, тем более, класса «G».

Еще раз повторю, классы — это инструмент коммуникации. Покупатель приходит к застройщику. Он говорит: «Я построю дом класса «А». Отлично! Покупая квартиру, будущий собственник платит за него больше с тем, чтобы впоследствии, в процессе ее эксплуатации, платить меньше. Это новый подход к выбору жилья и, по моему мнению, он будет развиваться, как это происходит в других странах.

- Согласно Приказу, присвоением класса уже эксплуатируемому дому будет заниматься государственная жилищная инспекция. Насколько, по вашему мнению, эта оценка будет объективна? Есть ли у нас в стране специалисты соответствующего уровня?

- А.Ф.: Мы предложили очень простую схему. Фактически жилищная инспекция принимает решение на основании декларации, которую подает многоквартирный дом. Инспекция проверяет достоверность этой декларации, сверяет показания приборов, и принимает решение.

- Как вы считаете, сможет ли государство повлиять на строительство энергоэффекивных домов, предоставляя застройщикам льготное кредитование и софинансирование?

- А.Ф.: Имеется инструмент, который, я надеюсь, в ближайшее время заработает: это энергоэффективный капитальный ремонт. Проведение такого ремонта может получить субсидию за счет фонда реформирования ЖКХ. Если есть подтвержденный показатель снижения энергопотребления в доме после проведения мероприятий по повышению энергоэффективности, то за счет вышеуказанных субсидий можно будет, либо сократить проценты по кредиту, привлеченному на проведение этих мероприятий, либо частично оплатить реализацию этих мероприятий. Проект постановления Минстроем подготовлен и, я надеюсь, что уже в ближайшее время этот инструмент начнет работать. Это очень хороший стимул: вы снизили потребление энергии и получили за это деньги.

В перспективе же, наверное, государство cможет стимулировать повышение энергетической эффективности жилого фонда. Хотя сейчас об этом говорить рано.

- Будут ли установленные в Приказе базовые показатели теплопротребления стимулировать застройщиков к строительству более энергоэффективных зданий?

- А.Ф.: Да, конечно. А почему нет? Если застройщик хочет показать и предложить людям более высокий класс энергоэффективности – это будет только приветствоваться. На самом деле, по обозначенным в Приказе базовым показателям дома в нас в стране строятся с 2000 года. Это показатели из СНиПа 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». Так что эти уровни существуют уже давно и не взяты нами с потолка, не привнесены откуда-то извне. Размерности переведены в формат, который удобен и понятен потребителю – кВт*ч/м2 жилой площади.

- Как вы считаете, вы все показатели учли в этом Приказе? Или что-то еще осталось неучтенным?

- А.Ф.: Мы учли ровно то, что было предписано нам 18-м Постановлением Правительства РФ и Федеральным законом № 261-ФЗ. То есть сделали наш Приказ в рамках текущего законодательства. Может быть, можно было что-то еще учесть, а от чего-то отказаться, но мы действовали в рамках существующей нормативной базы.

- Александр Валерьевич, как вы думаете, можно ли достигнуть высоких классов энергоэффективности многоквартирных домов при массовом строительстве в нашей стране, где по большей части гораздо более суровые климатические условия, чем в той же Европе? Одно дело, построить энергоэффективный дом, скажем, в Краснодарском крае, и совершенно другое – в Якутии.

- А.Ф.: Для Якутии существуют свои требования. И, конечно же, они гораздо жестче, чем требования на юге страны – в том же Ростове-на-Дону или в Сочи. Требования, которые сейчас существуют для Якутии, достигли некоего своего предела, и дальше надо просто строить, соблюдая технологии, следить за качеством. И тогда это будет хорошо для Якутии и сходных климатически регионов. А вот в южных регионах, я считаю, нужно постепенно увеличивать требования к теплозащите и, главное, к солнцезащите. Там задача стоит не столько экономить на тепле, сколько экономить на охлаждении. Но это пока в расчетах не используется, поскольку в существующих сводах правил, пришедших на смену СНиПам, не учитывается потребность энергии на охлаждения.

- То есть, во главу угла здесь встают вопросы новых технологий?

- А.Ф.: Да, конечно. Что мы имеем в виду, когда сейчас говорим – массовое строительство? Это панельные дома. Но, фактически, панели уже достигли своего технологического максимума. С другой стороны, сейчас в стране строится много монолитных домов, где технологических ограничений меньше.

- Некоторые эксперты в области строительства относятся к Приказу скептически и говорят, что это будет всего лишь борьба за таблички. Что бы вы могли ответить на такие заявления? Действительно, не станет ли все это формальностью?

- А.Ф.: Формирование таблички с классом энергоэффективности будет основано исключительно на показаниях приборов учета. Эти показания сложно преуменьшить или преувеличить, поскольку они будут передаваться в Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Будет реальное потребление.

В ГИС ЖКХ будет указан класс энергоэффективности дома. Когда ГИС заработает в полном объеме и пройдет год, за который можно будет сформировать данные о энергопотреблении, мы, фактически увидим, классы для всех домов.

- Предусмотрены ли какие-то преференции для домов с более высоким классом энергоэффективности?

- А.Ф.: В статье 381 Налогового кодексе Российской Федерации говорится, что льгота по налогу на имущество организаций применяется в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности. В пункте 25 Приказа определены, какие класса энергетической эффективности многоквартирных домом относятся к высоким классам энергоэффективности для целей налогового законодательства. Будет ли действовать статья 381 НК РФ для многоквартирных домов – пока сказать сложно, хотя в Приказе мы предусмотрели возможность для распространения льготы по налогу на имущество на дома, получившие высокие класса энергоэффективности.

В нашей стране развивается политика повышения энергоэффективности. В мае 2016 года у вице-премьера Правительства РФ Аркадия Владимировича Дворковича было проведено совещание, которое было посвящено определениям новой политики энергоэффективности. Подготовлен проект технического задания для разработки новой концепции, ставятся новые задачи перед ведомствами, будет корректироваться государственная политика в области сохранения энергии. Новые задачи по повышению энергоэффективности будут и в промышленности, и в новом строительстве, и в эксплуатации зданий – обеспечить снижение энергопотребления. Ожидается, что по мере развития государственной политики в этой области, могут появиться и льготы по налогам.

В этих рамках предусмотрены и меры стимулирования повышения энергоэффективности в жилом фонде. Минстрой России разрабатывает различные инструменты по привлечению частных инвестиций в повышение энергоэффективность жилья, направленные на сокращение будущих расходов. Министерство подготовило законопроект об упрощении заключения энергосервисных контрактов в многоквартирных домах. Сейчас такой механизм улучшения качества жилья не работает по объективной причине – по Федеральному закону № 261-ФЗ требуется собрать 100 процентов подписей собственников квартир, что практически осуществимо в единичных случаях. Поэтому в законопроекте закладывается более простой механизм – решение общего собрания.

С учетом того, что дополнительных затрат у собственников не возникает, а в перспективе будет только экономия на коммунальных платежах, появляется стимул увеличивать энергоэффективность и снижать энергопотребление.

России находится не на самом плохом месте в мире по показателям энергосбережения. Возможно, мы еще не видим некоторые аспекты так, как их видят, скажем, скандинавы или японцы, но у них своя специфика, а у нас своя. Но тенденция к активному развитию энергосбережения и повышения энергетической эффективности многоквартирных домов у нас, несомненно, есть. 

КОММЕНТАРИИ
добавить комментарий